Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_102129.html


23 августа 2013

Александр Щипков

Зачем в Тарусе поставили поклонные кресты

Источник: http://october.tarusa.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3655:2013-08-21-12-58-27&catid Октябрь. Таруса

Нынешним летом Русская Православная Церковь и Российское государство отметили одну из важнейших дат в своей истории – 1025-летие Крещения Руси. О роли православия и о влиянии православной этики на общество размышляет наш постоянный автор – публицист и общественный деятель А.В. Щипков.

– Александр Владимирович, что значит 1025-летие Крещения Руси для православного русского мира?

– Значение огромно. Это ведь не просто официально-триумфальные мероприятия, прошедшие в Москве, Киеве и Минске – за этой датой стоит очень глубокий смысл. Для нас это повод вспомнить свою историю, своё прошлое и поговорить о настоящем.

Совсем недавно несколько тарусян по благословению о. Леонида Гвоздева установили два поклонных креста на въезде в Тарусу – со стороны Серпухова и со стороны Калуги. Многие выражали удивление, кто-то даже неудовольствие: собственно, зачем и почему? Между тем, ничего удивительного здесь нет. У верующих разных конфессий есть традиция установки религиозных символов на тех территориях, где они живут. Возьмём хотя бы мусульман. В их традиции установка в том или ином городе мечети означает, что это место принадлежит приверженцам ислама. Скажем, если в городе, традиционно не исламском, открывается мечеть, это обозначает право мусульман на пребывание здесь. Таковы традиция и психология их религиозного сознания. С этим нельзя не считаться, это нужно учитывать. Но ведь это относится и к другим религиям. Православные христиане тоже всегда отмечали территорию своего обитания – и строительством храмов, и установкой поклонных крестов. С одной стороны, они обозначают границы того поселения, где живут русские православные люди, а с другой – это знаки, оберегающие людей, живущих в этой местности, от всяких бед и напастей. Таким образом, в Тарусе просто возрождена древняя православная традиция, и очень хорошо, что эти поклонные кресты установлены.

– И водителям благословение в путь...

– Конечно. И благословение, и напоминание, что надо аккуратнее себя вести на дороге, беречь себя и других.

– Но, может быть, обозначать таким образом свою территорию сегодня уже не так актуально? Времена меняются, XXI век на дворе.

– Таруса находится в центре России, мы живем на своей исконной земле и обозначаем этим не столько территориальные границы, сколько границы своей культуры. Мы показываем другим и напоминаем самим себе, к какой религиозной и культурной традиции мы принадлежим.

Любая религия связана, в первую очередь, с вещами мистическими. Она связана с идеей личного спасения, спасения души человека для вечной жизни. Но религия также неразрывно связана и с формой общественного устроения нашей жизни. И личная, и общественная, и государственная жизнь опираются на традиционные этические нормы, которыми мы руководствуемся в своей жизни: и внутри семьи, и во взаимоотношениях с соседями, и во взаимоотношениях внутри общества, и во взаимоотношениях народа и власти. Корни этих этических норм – в религии. Сначала появляется религия, затем на её заповедях строятся этические нормы, которые ложатся в основу культуры народа. Искусственное изменение этических норм приводит к повреждению культуры и к нарушению социального равновесия, то есть к росту агрессии, бандитизма и т.д.

Наша современная этика своими корнями уходит в православие. А православная христианская этика основывается на десяти заповедях.

Десять заповедей никто не отменял. Неважно, знают их на память люди или не знают, читали они их или не читали – в жизни они всё равно на них опираются. Обратите внимание на такую любопытную вещь: и верующая часть общества, и нерелигиозная его часть находят между собой общий язык, общие точки соприкосновения, несмотря на существенную разность мировоззрения. Это происходит вследствие того, что у всех нас одна и та же этическая основа поведения – десять заповедей. Это можно признавать или не признавать, но это так.

Первые четыре заповеди регламентируют наши отношения с Богом. Они как бы не касаются неверующих людей. Если вам интересно, вы легко можете найти их в Интернете, и я сегодня не буду о них говорить.

Но есть ещё шесть заповедей – они касаются всех, потому что они регламентируют отношения людей между собой. 5. Почитай отца твоего и мать твою. 6. Не убий. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради. 9. Не лжесвидетельствуй. Кто с этим будет спорить? Эти заповеди касаются всех – и верующих и неверующих. Любой понимает, что он не прав, если преступает одно из этих утверждений.

– А вот десятая заповедь – не все её правильно понимают. Что значит "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его..."? Ведь уже сказано: не кради, не прелюбодействуй...

– Смысл этой последней заповеди прост: не завидуй. Зависть – страшная вещь. Это то чувство, которое разрушает жизнь человека. Она приравнена к воровству и даже убийству. Это не случайно. Зависть уничтожает человека внутри его самого, она его гнетёт и разъедает.

Но это наше отступление совсем не для проповеди. Мне просто хотелось бы подчеркнуть, что эти шесть заповедей, регламентирующие отношения между людьми, – универсальны как для верующих, так и для неверующих. И те, и другие их признают. Этическая основа у нас одна. И культура, основанная на этой этике, у нас одна. Так что установление этих поклонных крестов на въезде в Тарусу – глубоко символичный акт. Этим мы напоминаем себе, кто мы есть и как мы намереваемся здесь жить.

Перед самым празднованием 1025-летия Крещения Руси, где-то в середине июля патриарх Кирилл обратился к пастве. Это было его последнее публичное выступление перед началом торжеств, принесением Креста Андрея Первозванного и поездкой в Киев. О чём же он говорил, на что хотел обратить наше внимание? Он сказал о том, что в Европе идёт очень опасный процесс – нарушение нравственных правил постепенно начинает возводиться в ранг государственных законов. Он имел в виду разрешение на однополые браки. Гомосексуализм однозначно осуждается абсолютно во всех религиозных системах. Норма сексуальных отношений – это отношения между мужчиной и женщиной. Во Франции это нарушение нормы узаконили. И Патриарх указывает, что это первый шаг к нарушению нравственной гармонии в человеческом обществе. Гомосексуализм – это нарушение 7-ой заповеди: не прелюбодействуй. Ведь эта заповедь касается не только прелюбодейства с противоположным полом. То есть Франция фактически сделала попытку отменить одну из заповедей. Вы уверены, что они не попытаются отметить ещё какую-либо из заповедей?

Всё это не что иное, как попытка изменить фундаментальные принципы отношений между людьми. Слом традиционной этики ослабляет людей точно так же, как их ослабляет нарушение экологических норм.

Именно поэтому государственное законодательство должно опираться на нравственные нормы. Любой закон призван регулировать отношения в обществе и помогать людям, поддерживать их. А здесь получается, что человека уничтожают.

– Вероятно, не всем понравилось это выступление Патриарха Кирилла?

– Это было резонансное выступление, на которое тут же отреагировали и в России, и наши "доброжелатели" на Западе. Они выражали огромное неудовольствие.

Законодатели всех уровней должны помнить, что на них лежит огромная ответственность. И наши, местные тарусские депутаты, принимая то или иное решение, тоже должны помнить: любое их постановление должно опираться на этические нормы, о которых мы сегодня говорим. От этого зависит качество жизни людей, избравших их во власть.

– Вернёмся к 1025-летию Крещения Руси. Под знаком этого праздника проходит весь 2013 год?

– Крещение Руси – это не единовременный акт. Оно началось 1025 лет назад и продолжается сегодня. На каждом поколении лежит своя ответственность. Мы должны передавать свои знания, свою веру. Чрезвычайно важно появление в школе уроков по основам православной культуры. Люди, которые сегодня этим занимаются в Тарусе, делают очень полезное, я бы даже сказал, подвижническое дело.

И православная религия, и Православная церковь выполняют сегодня в России важнейшую функцию – сохранение традиций. Дело в том, что в силу исторических обстоятельств церковь оказалась единственным общественным институтом, сохранившим преемственность ещё с дореволюционной поры. Всё было разрушено и создавалось заново: армия, наука, искусство... Всё, кроме церкви. Церковь сохраняет эту преемственность и поныне. Мы должны понимать эту её роль хранительницы. Даже если ты не ходишь в церковь, ты должен понимать: она нужна тебе и будет нужна твоим детям.

– Александр Владимирович, определённая часть российской интеллигенции утверждает, что существуют две церкви, одна официальная, а вторая "чистая", свободно мыслящая и независимая. Что скажете по этому поводу?

– Разговоры о том, что у нас якобы есть "две церкви", присущи части церковно-православной интеллигенции. На самом деле, конечно, не может быть никаких двух церквей. У нас один Христос, одна Церковь и мы один народ. Внутри церкви могут возникать споры, но они решаются церковью на протяжении столетий: у каждого времени свои сложности и свои вызовы, и Церковь вдумчиво и неспешно находит выход из сложных исторических ситуаций.

– Откуда же берутся эти разговоры?

– Дело в том, что, к сожалению, наша интеллигенция имеет одну характерную черту: элитарность. Ощущение своей избранности, если не сказать мессианства. И это якобы, с одной стороны, позволяет ей учить народ, с другой стороны – поучать власть. Наша интеллигенция зачастую пытается занять место посредника между народом и властью. Это касается как нерелигиозной интеллигенции, так и религиозной. Такова специфическая черта этой "прослойки". И православная интеллигенция тоже болеет этой болезнью, болезнью элитарности. И поэтому провозглашает себя особой и самой правильной частью православия.

Так не бывает. Эта элитарность, честно говоря, выглядит довольно забавно и даже смешно. Я знаю людей, которые переболели этой болезнью и, слава Богу, избавились от неё. Они продолжают жить в лоне православной церкви, посещают храмы, молятся. Я бы сказал, что случаются такие заболевания духовного свойства – они проходят.

Есть ещё одна печальная черта, свойственная нашей интеллигенции: делить людей по образовательному цензу. Они общаются с людьми определённого образовательного уровня, а к тем, кто не соответствует этому уровню, относятся "сверху вниз" и изгоняют их из круга своего общения. То есть вводят образовательный ценз. Когда интеллигенция приходит в церковь, она приносит с собой эти свои привычки и болезни. А церковь – не элитарна по определению. Там все равны. Переступил порог церкви – и не важно, ты ученый человек или ты рабочий, олигарх ты или бедняк. Там нет разделения по национальному признаку, культурному, образовательному, имущественному и т.д. В Церкви все равны. И чем дольше человек находится в Церкви, тем лучше эти привычки исправляются.

– Спасибо за беседу, Александр Владимирович.

Спрашивала Г. ПЛУЩЕВСКАЯ.

РЕКЛАМА