поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
21 августа 2013  распечатать

Почему об августе 91-го предпочли забыть? – Мнения священнослужителей

Источник: REGIONS.RU

19 августа исполилось 22 года со дня "августовского путча". Этот день, ознаменовавший конец СССР, казалось бы, должен входить в десятку наиболее значимых дат более чем тысячелетней российской истории. Сначала казалось, что этот день будут прославлять те, кто радовался падению большевизма, затем – что его объявят траурной датой те, кто по СССР тоскует. Однако преобладающим отношением граждан России к переломной для страны дате становится безразличие – так что, судя по опросам, многие почти или совсем ничего не знают и не помнят о событиях августа 91-го.

"Как вы оцениваете события "августовского путча"? Изменилась ли ваша оценка за последние годы? Чем объяснить безразличное отношение многих граждан России к тем событиям?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Мнения священнослужителей

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине: Все прекрасно сейчас понимают, что само событие было искусственно организовано, поэтому и относятся к нему безразлично. Это как с "башнями-близнецами" в США: все понимают, что башни взорвали спецслужбы, но делают вид, что во всем виноваты террористы. Так и у нас: все знают, что ГКЧП – это совершено надуманное дело, организованное спецслужбами. Это была слаженная операция США и России по выявлению и нейтрализации людей, у которых еще осталось державное мышление.

И эта операция была проведена, но не изменился ни вектор власти, ни доминанты, ни приоритеты. А так как перемен не произошло, люди спокойно относятся к данному событию.

Это скорбная дата, приходящаяся, кстати, на великий христианский праздник – Преображения Господня. Для нас это хороший урок: надо сопротивляться тем людям и структурам, которые сознательно разрушают наше Отечество, относиться к этому следует нормально, без злобы и ожесточения. Мы должны делать свое дело, продолжать жить, рожать и воспитывать детей, строить свою жизнь и помогать нашему несчастному и очень сильно ослабленному Отечеству выживать в условиях весьма агрессивного окружения. Оно столь же агрессивное, как в XVIII, XIX и в XX веке – это нормально.

Все имеет свою оценку. И христианам это напоминание слова апостола Павла: "Блюдитеся, яко опасно ходите". Мы "ходим" в условиях великих опасностей и угроз, выживаем к восхищению наших друзей и удивлению наших врагов. И врата адовы для России не откроют. Аминь.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:

"Августовский путч" – это агония коммунистического режима, начало распада империи из-за безбожия власти. И это довольно драматичная дата, она стоит в одном ряду с другими советскими датами, такими как День Октябрьской революции и т.д.

Само по себе это событие выглядело нелепо: ГКЧП, какое-то карикатурное сидение Горбачева в Форосе. Печально, что несколько человек погибло. Но все выглядело как-то ненатурально, может, потому народу и не запомнилось, в отличие от событий октября 1993 года, который более драматичен и кровав.

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова:

Еще А. С. Пушкин сказал: "Мы ленивы и не любопытны". Ведь на самом деле мы не хотим воспроизвести самих себя в той культурно-исторической судьбе и не хотим взять на себя меру ответственности. Люди хотят жить в этом мире и надеются, что он лучше того, что был тогда. Как к этому относиться? Это наводит на горькие размышления.

Другой вопрос, – какие должны быть критерии оценки событий государственно-политических, и все ли вправе их давать, например, священнослужители, для которых наиболее важен их духовный смысл? Дать объективную историческую оценку – это одно, пропустить через собственный опыт – это другое. Это уже дело совести каждого.

Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ:

Для истории, для государства и политики (но не для Церкви) это были действительно значимые события. Но для церковного человека в первую очередь важно, как то или иное событие отразилось в жизни Церкви – а в ней рубеж прошел по тысячелетию Крещения Руси.

В жизни государства это был, конечно, важный этап. Но важно и то, что для многих события августа 91-го начинают смешиваться с событиями октября 93-го.

Давать оценку данным событиям значит высказывать политическое предпочтение одной из противостоящих сторон. А это все-таки не дело церковного человека.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области:

Это были дни, в которые можно было увидеть и народный подъем, и народный энтузиазм. Вне зависимости от того, что творилось в мире политики, – для живых людей, для Божьих созданий это был один из праздников свободы. Насколько все это было иллюзорно, это уже другой вопрос.

А вот равнодушие к истории, как и неспособность к здравым логическим рассуждениям и умозаключениям я не знаю, чем объяснить – разве что потреблением генномодифицированных продуктов (с этим, очевидно, связаны и результаты всевозможных соцопросов), ухудшающих память. А ведь это превращается уже в эпидемию и стихийное бедствие!

С одной стороны – скепсис, с другой – философия потребления заставляют отворачиваться от истории, не учить ей детей, не проводить аналогий. А может быть, просто уже нет сил к осмыслению недавнего прошлого и выражению отношения к нему. А это одно из проявлений внутренней подавленности или просто усталости: многие же вынуждены много работать, да еще в выходные подрабатывать, и питаются неизвестно чем. Тут уж не до истории. С одной стороны это внутренний процесс, а с другой – и само информационное пространство не располагает к изучению и освоению истории. И облегчение для многих видится в забвении.

Фарид-хазрат Салман, муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС:

В случае с оценкой этой даты я согласен со словами президента Владимир Путина: разрушение СССР – это крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века. Для меня, человека, родившегося в Советском Союзе, это тоже политическая катастрофа и геокатаклизм. Я принадлежу к той категории граждан России, которые одной частью все еще остались в прошлом.

Мы потеряли бесплатное образование, бесплатную медицину – многое, что было гарантировано золотой эпохой Брежнева. Мы потеряли практически все то, что связано с нравственностью, нашей историей, пришли к тому, что белое называют черным, и наоборот.

Многие относятся к дате безразлично, поскольку в нынешний век информация не просто расширяется, а растет по всем параметрам трехмерного пространства. И зачастую появляется информация не положительного, а отрицательного характера. А, например, у большинства молодежи надпись "СССР" на майке какого-нибудь Дениса Симачева вообще не вызывает эмоций.

В начале 90-х годов в силу многих обстоятельств мы не смогли быстро осознать факт разрушения большого государства, даже видели в нем исчадие зла – эту точку зрения нам навязывали заокеанские партнеры. Мы были вынуждены заниматься не воспитанием молодежи, а самообороной. В итоге мы упустили воспитание двух поколений, наши страны-соседи ругаются между собой.

Единственным институтом, обладающим сдерживающим фактором, является Церковь и другие традиционные конфессии. Только Церковь находится на стадии открытого противостояния атеизму, который столько лет властвовал и вновь восстает в умах людей. Народ-богоносец в одночасье превратился в народа-богоборца. И я со страхом наблюдаю, как вседозволенность и любая доступная информация становятся оружием против веры в Бога: этим мы приближаем Судный день, который мы должны отдалять.

Фатых-хазрат Гарифуллин, муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России:

Самый главный итог того периода – развал СССР. А ведь мы раньше представляли собой огромную страну, мировую сверхдержаву, с нами все считались, мы имели огромный авторитет во всем, представляли настоящую силу. Но в одночасье была уничтожена огромная империя.

После путча начался хаос. Нравственные нормы, за которые так боролись раньше, исчезли. Каждый старался выдвинуть и проявить себя, в итоге "наломали дров", развалив страну. Так что не было ничего необычного и радостного в тот день, происходили только горестные события: танки на улицах Москвы, хаос и страх, люди боялись неизвестности.

История не простит тех, кто виновен во всем произошедшем. И впредь нельзя допустить повторения подобного. В первую очередь всегда надо думать о благополучии народа, о любви к труду, об обороноспособности страны, о нравственных ценностях.

Шафиг Пшихачев, член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии:

Когда СССР канул в прошлое, у меня была надежда, что все сложится еще лучше. Я как религиозный деятель прежде всего связывал новую Россию со свободой совести и вероисповедания. Но я, как и большинство, еще не понимал: рухнула империя.

И надежды не оправдались: не произошло ничего хорошего, нового и глобального, что удовлетворило бы запросы граждан постсоветского пространства. Более того, национальное богатство, которое было накоплено тяжелым трудом рабочих всего СССР, было растащено определенной группой. Появились новые возможности поспекулировать на теме вновь образованных государств.

Сейчас люди безразличны к тем событиям, поскольку уже не верят в новое и лучшее будущее. Лично я сегодня это событие воспринимаю как величайшую трагедию для всего советского народа.

Александр Копировский, магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института:

Попытка вернуться в прошлое с помощью путча не всколыхнула тогда страну и человеческие души. С самого начала она несла на себе печать какой-то тоски и обреченности – никакой пассионарности, никакой энергии. Это не было выражением народных чаяний и не в глубинах народной души зародилось. Поэтому больше трех дней это и не могло продолжаться.

Попытка эта была предпринята людьми бездарными, бесталанными. Потому общество и наказало их забвением. Ведь совершенно очевидно, что в том, что эти люди задумали, никакого преображения не было, хотя это и произошло на праздник Преображения Господня.

Другое дело, что и победа над путчем не стала решающим моментом в процессе освобождения от советского прошлого. Это был проходной момент. Ведь все началось гораздо раньше – уже на праздновании тысячелетия Крещения Руси было видно, что люди уже изменились. Конечно, эта победа в какой-то мере ускорила освобождение, но и сообщила какой-то неприятный оттенок, что это не был порыв всей страны к освобождению, а, скорее, реакция на действия путчистов. Таким образом, сама идея освобождения была искажена.

Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:

Это были три дня свободы, когда москвичи сказали: "Это наш город! Нет танкам! Нет силовому решению!". Ошибка ГКЧП в том, что они думали танками вылечить демократию, но москвичи поднялись не на защиту Ельцина и его команды, а на защиту гражданского чувства.

Потом, конечно, случилось совсем не то, ради чего мы вышли на улицу против танков, но главное произошло: рождение новой страны – России, которой, возможно, предстоит долгий тысячелетний путь. Все остальное наживное.

Почему люди сегодня равнодушны к этому событию или некоторые настроены враждебно? Потому что за 22 года разным людям было причинено много боли, произошло социальное расслоение, много несправедливости. Но тогда мы изгнали из Москвы танки ГКЧП. В те три дня была очень велика цена человеческой жизни: погибло три молодых человека. Это стало для нас потрясением, потому что каждый чувствовал себя гражданином свободного общества. За это чувство свободы можно многое отдать, и надо это ценить.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Протоиерей Владимир Вигилянский

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

06.02.2024

Вышел четвертый номер православного научного журнала "Ортодоксия" за 2023 год

04.02.2024

Щипков. "Нравственное воспитание и суверенитет государства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 294

01.02.2024

Оголение на публику как проявление презрения к обществу: одежда и её особый язык
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

28.01.2024

Щипков. "Кормчий русской Церкви на её историческом повороте"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 293

18.01.2024

Нейросети: в чем опасность делегирования искусственному интеллекту права принятия решений?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты