Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101975.html


05 августа 2013

Николай Левичев

Культура как ответственность

Николай Левичев – заместитель председателя Государственной Думы, кандидат на пост Мэра Москвы от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, убежден, что утрата культурного и духовного наследия – одна из тяжелейших проблем столицы.

– Николай Владимирович, Вы поддержали москвичей, боровшихся против застройки территории Храма Воскресения Христова в Кадашах, и спасли замечательный старинный уголок Москвы. Вы подняли свой голос против разрушения Дома Волконского, великолепного особняка, принадлежавшего деду Льва Толстого, и многих других объектов. Но сколько еще домов нуждаются в защите. Похоже, мы теряем историческую Москву?

– Об этом говорится давно. Говорится, но не делается. А ситуация все ухудшается. За три последних года мы потеряли усадьбу Алексеевых, дачу Муромцева, доходный дом на Большой Якиманке, палаты Пикарта, стадион "Динамо"... Культурные объекты, историческая застройка, архитектурные памятники – все это деградирует. Мы можем опоздать.

– Эта беда угрожает только центру Москвы?

– Нет, страдает не только старинная часть города. Посмотрите, что творится у Павелецкого вокзала! А как "расчистили" Останкинскую дубраву и национальный парк Лосиный остров, как понемногу урезают Битцу! Город в тяжелом состоянии. Застраиваются зеленые зоны и площади, зато процветают многочисленные промзоны и стихийные автостоянки. Бывает, на бумаге запланирован спортивный объект, но 80% площади отдается под торговые точки. Так произошло в Митино, и это часто случается на окраинах. Москва превращают в большое общежитие, эдакую "воронью слободку" с "апартаментами" разного ценового уровня. Разве это та Москва, которую мы знаем с детства? Разве это тот "лучший город Земли", "город песен и поэм, тихих парков, старых стен", которому посвящали стихи и песни? Но надо понимать, что все утраты в историческом центре – бесценны.

– Кто несет за них главную ответственность?

– Прежде всего городские власти, которые поощряют агрессивное наступление строительных компаний. Знаете, как это называют москвичи? "Ковровые застройки".

– По аналогии с ковровыми бомбардировками?

– Именно. Под строительство берутся кредиты. Чтобы их покрыть, берутся новые кредиты, еще больше. Финансовый пузырь агрессивного новостроя надувается и рано или поздно лопнет.

– Что же нас ждет в ближайшие годы: лопнет этот пузырь или будет уничтожена историческая Москва?

– Не берусь предсказывать и не хотел бы наблюдать ни один из этих сценариев. Важно этого не допустить. Причем здесь роль играет не только политика. Культурный, духовный уровень москвичей тоже очень важен. Именно он дает решимость и волю совершать какие-то усилия, чтобы спасти город. Не дать превратить его в "гремучую смесь" торгового центра с общагой и борделем. Ведь чего стоит одна только завуалированная пропаганда секс-услуг под названием "флирт"! Эти рекламные брошюрки раскладывают по багажникам припаркованных машин. Ни в одном городе Европы я такого не видел. Это же позор для столицы.

– Вы говорите о нравственных нормах. С каких позиций? Вы верующий?

– Да, я православный. И считаю разговоры о том, что "политика всегда безнравственна" заведомой капитуляцией и в то же время оправданием для власть имущих. Политика должна быть нравственной.

– Вы часто говорите о справедливости. Для вас это как-то связано с религией и верой?

– Напрямую. Когда человек отказывается строить свое счастье на несчастье другого – это справедливо. И это тот минимум, который соответствует евангельским заповедям. Другой морали не существует. Никто не называет моралью право силы и не считает нравственным уничтожение сильным слабого. Нельзя переносить законы животного мира на человеческое общество. Политик обязан всегда помнить о праве слабого, нуждающегося в поддержке.

– Люди устали от политических программ, которые не выполняются. "Голосовать сердцем" мы уже тоже пробовали. И многие в период избирательных компаний задаются вопросом – как выбирать?

– Прежде всего решить для себя, какие обещания выполнимы, а какие даются, так сказать, для красного словца. Чтобы это понять, никакое специальное образование не требуется. Достаточно здравого смысла. Например: можно ли благоустроить город, если одновременно застраивать в городе парки, площади, сносить исторические здания. Или: насколько реально избавить Москву от пробок, предотвратить транспортный коллапс, если не строить новые дороги и развязки? Это невозможно. Такие обещания останутся на бумаге.

– Что можно сделать?

– Действовать твердо, бескомпромиссно, но с учетом реальных условий. Для начала надо навести порядок в сфере ЖКХ, и применить власть там, где происходит явное ограбление населения. Во-вторых, остановить наступление строительных концернов на историческую Москву. Заметьте, все эти меры не требуют крупных капиталовложений, соответственно средства не будут "распилены". Нужны лишь политическое воля и адекватное применение закона.

– А что вы скажете о программе строительства храмов на окраинах Москвы?

– Это очень важно. Сорок сороков церквей – такой была историческая Москва. Храмы строились в шаговой доступности, как теперь говорят. И кстати, были для горожан образцами истинной красоты. Современные храмы тоже могут формировать эстетический идеал и украшать городскую среду. Это же настоящая беда, если самыми значительными сооружениями в спальных микрорайонах города будут торговые центры. На окраинах Москвы храмы нужны еще и потому, что это островки здорового образа жизни и правопорядка. В их окрестностях не страшно гулять детям. Ведь все храмы охраняются.

– Какой вы видите роль Русской православной Церкви в сохранении нашего исторического и культурного наследия?

– Она огромна. И дело здесь даже не в заслугах конкретных представителей духовенства, а в том, что Церковь связывает нас с наследием XIX и более ранних веков. Потому что это единственный институт дореволюционной России, который пережил жестокий ХХ век и сохранился. Храмы и соборы – прежде всего опоры духа, но еще и жемчужины русской культуры, творения наших великих зодчих и нашего народа, они создают уникальный облик русской земли, ее неповторимое очарование. Сейчас Церковь поддерживает и защищает наше наследие, нашу культуру. Я все жду, когда государство проявит такую же ответственность, и эти функции перейдут к нему. Культура – это ведь не только музеи, театры и оркестры. Это то, что объединяет людей. Это неписаные правила, добровольное выполнение которых освобождает государство от напрасного употребления власти. Это ответственность людей друг за друга. И не только современников, но и тех, кто уходит, и тех, кто родился. Если мы хотим выжить как нация, сегодня нам необходим новый культурный бум.

РЕКЛАМА