Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101244.html


30 апреля 2013

Виктория Николаева

Кто подурей, сидят в землянках, а их более умные вожди руководят из комфортных особняков и ничем особо не рискуют

Источник: Журнал "Национальный контроль""

Роман Анатольевич СИЛАНТЬЕВ, исследователь российского ислама, доцент Московского государственного лингвистического университета, член бюро и глава Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора.

– Роман Анатольевич! Вы часто выступаете в СМИ и написали немало исследований на тему ислама. Почему Вас заинтересовала эта проблематика?

– Мой путь в сферу религиоведения начался еще в старших классах школы, когда я столкнулся с деятельностью секты АУМ Синрике.

В 1993 – 1994 гг. эмиссары этой секты развернули мощную сеть в московском метрополитене, где установили больше десятка стационарных вербовочных пунктов. В ходе напряженных собеседований с членами этой секты мне и моим школьным друзьям удалось изъять немало литературы сектантов, а также списки свежезавербованных людей, которым мы потом выборочно позвонили и разъяснили суть статьи УК "Измена Родине".

А там и другие секты на горизонте появились. Обучаясь на кафедре экономической и социальной географии Географического факультета МГУ, я познакомился с выдающимся русским ученым Павлом Пучковым, который работал в Институте этнологии и антропологии РАН. Он в свое время также закончил Геофак МГУ и стал основоположником новой дисциплины – Конфессиональная картография. Меня Павел Иванович привлек к написанию статей по особо редким сектам (по которым тогда не было специалистов) в энциклопедию "Народы и религии мира". От души посидев в библиотеках, пришлось познакомиться со многими экзотическими верованиями.

Среди них, кстати, были и мусульманские секты. И некоторые из таких сект считали, что все пророки были неграми, а белая раса возникла вследствие неудачного генетического эксперимента мавров. Российским же исламом я стал целенаправленно заниматься уже в процессе работы в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата.

Эта тема оказалась наименее изученной, и без поездок в регионы или работы в архивах было невозможно разобраться с тем, кто есть кто в исламском сообществе страны.

– Как получилось, что Вы попали в команду митрополита Кирилла, ныне Патриарха Московского и Всея Руси?

– Благодаря газете "Московский комсомолец". С детства был глубоко убежден, что нужно прочитать ее рекомендации и сделать наоборот. А потом наткнулся на серию статей о митрополите Кирилле и подумал: какой, наверное, хороший человек, раз его так МК не любит! Вот бы пойти к нему поработать! И пошел проситься на работу. В 1998 году меня, тогда еще студента IV курса, взяли сотрудником Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества, ответственным за межрелигиозные связи. Так что сердечно благодарю Сергея Бычкова и Павла Гусева за помощь в выборе жизненного пути!

– Вы часто говорите об опасности для России исламистского интернационала. Ситуация действительно складывается безрадостная. Но ведь наверняка есть и тенденции, дающие повод для оптимизма?

– Конечно, есть. В первую очередь, нельзя недооценивать идиотизм наших врагов. Большинство ваххабитов считают себя высшей элитой человечества, которая во всем права и не может ошибаться. Именно поэтому учиться на ошибках они считают ниже своего достоинства, раз за разом наступая на одни и те же грабли.

Был недавно случай – один не в меру резвый и амбициозный ваххабит наговорил такого в радиоэфире, что уважаемых людей из Чечни задел. Случился скандал, начальство от него тут же открестилось, а другие мусульманские лидеры публично объяснили, что ваххабит был глубоко не прав и вообще к исламу он никакого отношения не имеет. А ведь паренек уверенно шел к успеху! Правда, должностей его не лишили, что и хорошо – думаю, скоро он опять всех повеселит очередной эскападой и еще на пару лет затормозит экспансию своей идеологии. И среди ваххабитов он такой не один, что, конечно, не может не радовать.

– Роман Анатольевич, многих давно удивляет поведение одного известного московского муфтия (обычно этого шейха чаще других показывает телевидение). Он то хвалит власть, то обвиняет ее в исламофобии и ставит ультиматумы?

– Думаю, что многие противоречивые заявления такого типа объясняются весьма просто – людям жмут овечьи шкуры, которые были подобраны неаккуратно и не по размеру. Многие современные исламские деятели России считают себя самыми хитрыми, однако для того, чтобы комфортно сидеть на двух стульях, требуется особый талант, который встречается нечасто. Оттого и перманентные проблемы со взаимоисключающими заявлениями. Но если в век развитого интернета говорить в одном месте одно, а в другом – совсем другое, то не следует удивляться, что оба текста потом найдут и сравнят дотошные исследователи.

– А как дела у традиционных мусульман, которые исторически были и остаются союзниками православных?

– Слава Богу, в рядах нормальных, традиционных мусульман отмечаются позитивные процессы. Происходит самооздоровление мусульманской элиты, возрождаются русофильские течения – например, кадимизм, некогда считавшиеся полностью уничтоженными. Люди продолжают держать оборону и ждать того момента, когда власть наконец осознает, что политкорректность и толерантность малосовместимы с национальной безопасностью. И перейдет от обороны к решительному наступлению на расплодившихся сверх меры джихадистов.

– И когда этот момент придет?

– Вопрос не ко мне, но хотелось бы как-то побыстрее. Лидеров традиционных мусульман усиленно убивают, а число их весьма ограничено.

– А "классические" религиозные секты взаимодействуют с ваххабитами? Нет ли у них альянса? Объединялись же когда-то, казалось бы, несовместимые культы – аумовцы, виссарионовцы и муниты...

– Такие случаи бывают, хотя и не слишком часто. Сразу вспоминается секта Муна, которая вовлекла в свои инициативы целый ряд мусульманских деятелей нетрадиционной религиозной ориентации. Уж не знаю, удалось ли мунитам напоить их своим фирменным "напитком" с каплями крови и спермы Муна, однако под его портретом эти муфтии охотно позировали и спецдипломы с благодарностью принимали. Данный феномен получил название ваххомунизма.

Впрочем, сектозащитники активно помогают и ваххабитам. Им вообще все равно, каким меньшинствам помогать – хоть сексуальным, хоть террористическим. Лишь бы только они не любили Россию.

– Каким способом лучше противодействовать сектантам от ислама?

– Ничего так не бесит ваххабитов, как добрая шутка. Читал как-то в ЖЖ известного блогера-спецназовца Хардингуша об одном боевике, который отличные видеообращения записывал – хоть сразу в КВН выставляй. Правда, помер тот от переизбытка свинца в организме, но в "лесу" еще много талантов! То гламурный глянцевый журнал о себе издавать надумают, то с модными "луками" позируют. Ну а сайты их – просто кладезь материала для пародий. Помню, несколько лет назад был такой портал "Гав-гав-центр" – крепко оппонентов бесил, переписывая материалы "Кавказ-центра". Хотя половина статей там – и так накал идиотии максимально возможный.

А если серьезно, современные террористы поражены всеми пороками того общества, с которым воюют.

В отличие от революционеров прошлых веков, они даже не заикаются о том, что нужно помогать бедным и искоренять социальное неравенство. Справедливым и шариатским государством в их понимании является такое государство, в котором власть и богатство сосредоточены в руках "правильных мусульман".

При этом в процессе достижения цели те, кто подурей, сидят в землянках и гибнут пачками, а их более умные вожди руководят процессом из комфортных особняков и ничем особо не рискуют...

РЕКЛАМА