Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_100862.html


12 апреля 2013

Сергей Худиев

О свечках за упокой и пернатых туфлях

Источник: http://istina-journal.ru/faith/public/301/ Православный журнал "Истина"

Среди вопросов, которые люди задают о православной вере, постоянно появляется один, который может вызвать у церковного человека некоторую оторопь – вопрос о "свечке за упокой". Что делать, если я по ошибке поставил свечку за упокой дальней родственницы, которая еще жива? Не помрет ли она от этого? А что делать, если враги-злодеи поставили за меня свечку за упокой?

Если отвечать коротко – то ничего. Ошибка Ваша ни к чему не приведет – просто не повторяйте ее, а те, кто сознательно ставят свечки "за упокой", желая повредить Вам, определенно вредят своим душам – и своим злым намерением, и своим кощунством. Но Вам-то они повредить никак не могут. Вашей душе может повредить только Ваш грех. И суеверие является таким грехом.

Слово "суеверие" значит просто "напрасная вера", от "всуе" – напрасно. Это какие-то верования, которым Церковь никогда не учила, более того, которые она решительно отвергает, но которые легко усваиваются людьми, опутывают их нитями страха и неуверенности, и делают их жизнь поистине жалкой.

У австралийских аборигенов существовал необычный способ смертной казни. Шаман племени, обутый в специальные пернатые туфли, совершал обрядовый танец вокруг хижины преступника, провозглашая страшные, леденящие душу проклятия. Наутро приговоренный видел следы этих жутких туфель – и понимал, что обречен. Понимали это и его соплеменники – с ним никто не разговаривал, от него все шарахались. Приговоренный впадал в глубочайшее уныние, не мог ни есть, ни пить, и через некоторое время умирал.

Французский исследователь Клод Леви-Стросс рассказывал о случае, происшедшем относительно недавно – в 1956 году, когда поблизости от обреченного оказались белые, которые отвезли умирающего в город, в больницу, где его кормили через зонд – и он поправился, потому что "магия белого человека – самая сильная".

Что убивало этих людей? Ведь никто никто к ним и пальцем не прикасался! Да спляши кто вокруг нас в этих туфлях – мы бы просто не поняли, что это такое, и продолжили бы заниматься своими делами как ни в чем ни бывало!

Этих людей убивало суеверие – вера в могущество колдуна, который при помощи своих манипуляций может причинить им смерть. Ложная вера может убить даже совершенно буквально, физически. Но даже когда до смерти обычно дело не доходит – как со всеми популярными у нас "сглазами", "порчами" "венцами безбрачия", "плохой кармой" – суеверия делают человека разбитым и больным, унылым и бессильным, погруженным в бесконечные страхи и горькую злобу по отношению к своим "оккультным обидчикам".

Но самое печальное – суеверия не оставляют места для истинной веры в Бога. К счастью, верно и обратное – истинная вера изгоняет туман суеверий. Мы верим, что наша временная и вечная участь находится в руках Бога – а вовсе не в руках колдунов и тех мутных духовных сил, которыми они пытаются манипулировать. Как говорит псалмопевец, "Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (Пс.138)"

Мы приходим в Церковь для того, чтобы в молитве предстать перед Всемогущим Богом, нашим Создателем и Спасителем, Который помнит и заботится о каждом и о каждой. На богослужении священник провозглашает – "Сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим!" – и собравшийся народ Божий отвечает – "Тебе, Господи!"

Когда мы предаем нашу жизнь Богу, возлагаем на Него нашу надежду, желаем во всем повиноваться Его святым заповедям, нелепые и пагубные страхи перед сглазами, порчами и свечками за упокой, изчезают, как изчезают страхи маленького ребенка, когда в комнату входит родной, любимый и заботливый взрослый.

РЕКЛАМА