поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
07 апреля 2013  распечатать

Алексей Ульянов

Антиалкогольные инициативы церкви ударят как по пивным, так и по водочным королям

11 марта 2013 года в Центральном Доме журналиста при поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви прошла пресс-конференция на тему "Алкогольная угроза: что и из чего мы пьем?" В ней приняли участие иеромонах Димитрий (Першин), председатель миссионерской комиссии при Московской епархии, Валерий Доронкин, руководитель церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению, и Алексей Ульянов, член рабочей группы по демографической и семейной политике Открытого правительства.

Большинство СМИ весьма позитивно отреагировали на состоявшуюся пресс-конференцию и предложения ее участников. Однако, к сожалению, в некоторых публикациях (см. например http://www.regnum.ru/news/1636603.html) прозвучали необоснованные обвинения в адрес Церкви. В частности, утверждалось, что инициативы по запрету пластиковой упаковки будут способствовать росту цен на пиво 2,5 раза, "подорожают безалкогольные напитки (сок, молоко, кефир и детское питание)". В итоге, авторы публикации договорились до того, что инициативы Церкви выгодны производителям крепкого алкоголя, в первую очередь водки.

Попробуем разобраться в ситуации.

16-17 февраля 2012 года конгресс Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы (он был образован по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решению Священного Синода, в него вошли известные ученые, врачи, общественные деятели и представители органов государственной власти) обратился к руководству России с призывом оказать всемерную поддержку законодательным и общественным инициативам, направленным на оздоровление и отрезвление общества.

Среди конкретных мер в сфере ограничения доступности алкоголя были предложены:

• повышение акцизов на алкогольную продукцию в соответствии с утвержденным Правительством России планом, а затем темпами, превышающими уровень инфляции;

• дальнейшее сокращение времени, выделенного для продажи алкоголя до периода с 11.00 до 19.00;

• ужесточение ответственности за приобщение несовершеннолетних к употреблению алкоголя, продажу несовершеннолетним спиртных напитков;

• запрещение на использование пластиковых бутылок для реализации алкогольных напитков как упаковки, своим объемом и доступностью стимулирующей алкоголизацию населения;

• устранение акцизных льгот для спиртосодержащей продукции лекарственного и парфюмерного назначения.

Обращение не прошло бесследно. С 2013 года акцизы на алкоголь были повышены более чем на 30%, в следующем году запланировано повышение на 29%, а к 2020 году планируется выход на ежегодное повышение акцизов на 10%. Другими словами, впервые в современной российской истории акцизы не разово, а последовательно повышаются темпом, существенно превышающим инфляцию. Введены дополнительные ограничения на ночную продажу пива и пивных напитков. Запрещена продажа пива в ларьках. Запрещена реклама алкогольной продукции на телевидении, в газетах и журналах, в интернете. Ужесточена ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним. Это важные результаты, достигнутые консолидацией усилий всех здравых сил и людей с поистине гражданской позицией.

Тем не менее, статистика свидетельствует, что потенциал этих мер практически исчерпан. Снижение смертности прекратилось, более того, в январе 2013 года, пожалуй, впервые за последние 7 лет выросла как общая смертность (почти на 10%), так и смертность от случайных отравлений алкоголем (на 7,1%). Среди конкретных шагов, которые можно и нужно принять незамедлительно, и которые рекомендовал Церковно-общественный совет еще год назад, можно выделить следующие:

1. Расширить ночной запрет продаж крепкого алкоголя. Хотя законодательно запрет установлен с 23.00 до 8.00, а регионам дано право его увеличить, смысл предложенного Советом запрета с 19.00 до 11.00 заключался в том, чтобы затруднить приобретение алкоголя до работы и после работы, чтобы приобретение крепкого алкоголя потребовало бы определенных усилий. Очевидно, что реализация данной меры будет способствовать не только снижению алкоголизации, но и производственного травматизма и росту производительности труда.

2. Полностью запретить пластиковую упаковку для алкогольных напитков, включая пиво (т.н. ПЭТ-упаковка). Существенными недостатками ПЭТ-тары является то, что она пропускает ультрафиолетовые лучи и кислород, а наружу – углекислоту, что ухудшает качество и сокращает срок хранения продукта. Кроме того, ее очень сложно перерабатывать. Как правило, емкость упаковки составляет 2 л и более, что увеличивает потребление алкоголя, а одним из принципов демографической политики является стимулирование небольших объемов тары. Но самое главное – несколько российских научных организаций (например, Институт биохимической физики им Н.М. Эммануэля РАН) провели исследования на предмет безопасности ПЭТ-упаковки, подтвердившие содержание дибутилфталата. Дибутилфталат хорошо растворяется под воздействием этанола, содержащегося во всех алкогольных напитках, включая пиво. При попадании в организм дибутилфталат наносит вред здоровью человека, в частности – эндокринной и нервной системе, вызывает токсический гепатит, может быть одной из причин онкологических заболеваний. Дибутилфталат запрещен, либо его применение ограничено многими европейскими и американскими законами.

Проанализировав международный опыт (во многих странах ПЭТ-тара для алкоголя запрещена либо существенно ограничена), Совет предложил руководству страны ввести запрет на эту упаковку. 2 года назад был разработан проект технического регламента "О безопасности алкогольной продукции", в котором содержится запрет на ПЭТ-упаковку. Но все это время продолжается его внутригосударственное согласование. При этом Казахстан уже законодательно запретил ПЭТ еще в 2004 году, а Россия с Белоруссией медлят. Более того, в октябре под воздействием пивного лобби в проект техрегламента внесли дополнение: "за исключением пива". Это сводит весь техрегамент на нет, поскольку кроме пива в ПЭТ-тару почти никакая алкогольная продукция и не разливается... Таким образом, необходимо исключить из проекта техрегламента слова "за исключением пива" и принять его как можно скорее.

3. Поэтапно довести количество точек продаж до среднеевропейского уровня. Хотя запрет на продажу сначала крепких напитков, а потом и пива в ларьках ограничил доступность алкоголя, Россия по-прежнему впереди планеты всей. У нас действует 400 тыс. точек продаж алкоголя, то есть 1 точка на 350 человек. В то время как среднеевропейский уровень примерно в 10 раз ниже. А в Норвегии и Швеции, в свое время столкнувшихся с демографическими и социальными проблемами вследствие употребления крепких спиртных напитков (как и Россия, эти страны относится к т.н. "северной культуре" потребления спиртных напитков), – 1 точка на 30 и 23 тыс. жителей соответственно. Наше государство может легко регулировать число точек продаж с помощью выдачи и отзыва лицензий.

Очевидно, что большинство мер, предложенных Церковно-общественным советом в прошлом году, и озвученным на пресс-конференции в 11.03.2013, сильно ударят в первую очередь по водке и крепкому алкоголю. Это касается и увеличения "ночного" запрета продаж дополнительно на 7 часов – ведь он касается продукции крепостью выше 5 градусов. А предложение сократить число точек продаж крепкого алкоголя до среднеевропейского уровня, то есть почти в 10 раз, приведет к соответствующему сокращению выручки и прибыли "водочных королей". Поэтому обвинять Церковь в том, что ее меры на руку производителя крепкого алкоголя, мягко говоря, не соответствуют действительности.

Хотя некоторые ученые действительно предлагают запретить пластиковую упаковку полностью, церковно-общественный совет высказывался только в отношении введения запрета на использование данного вида упаковки для алкогольной продукции, включая пиво. Поэтому авторы публикации могут не переживать – соки, минеральная вода, молоко и кефир не подорожают, и здесь обвинения Церкви абсолютно беспочвенны. А вот насчет детского питания интересный нюанс – оно в пластиковой упаковке в России практически не продается, поскольку к ней установлены более жесткие технические требования – полное отсутствие дибутилфталата. Таким образом, обвинив Церковь в том, что ее инициатива по запрету ПЭТ-тары приведет к подорожанию детского питания, авторы публикации продемонстрировали двойную некомпетентность.

Оставим на совести авторов утверждение, что запрет ПЭТ-тары для алкогольной продукции приведет к подорожанию пива в 2-2,5 раза. Мы поддерживаем политику государства по повышению акцизов, что должно привести к росту цен на алкогольную продукцию, включая пиво. Ведь за последние 20 лет алкоголь стал неоправданно дешёв в России, особенно если сравнивать с продуктами питания и первой необходимости. Но в то же время, вызывает большие сомнения, что запрет ПЭТ-тары сам по себе вызовет столько значительный рост цен на пиво в целом. Полутора-, двух – и пятилитровых дешевых пластиковых бутылок, по нашему мнению, действительно быть не должно. Но стоимость пива, сейчас разливаемого в стеклянные и алюминиевые емкости 0,25, 0,33 и 0,5 литра, очевидно, после введения запрета не изменится.

Одним из наиболее ярых критиков антиалкогольных инициатив Церкви оказался председатель общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков, до этого замешанный в ряде скандалов на антицерковной почве (требования установки кассовых аппаратов в Храме Христа Спасителя, акции в поддержку Pussy Riot).

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Проблема пьянства в России

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты