Епископ Воскресенский Савва: Учеба это некая отдушина для священнослужителя, будь то пресвитер или архиерей Источник: Учебный комитет Наместник Новоспасского ставропигиального монастыря епископ Воскресенский Савва рассказал о действующих в обители курсах повышения квалификации для клириков г. Москвы.
Владыка, как возникла идея открыть курсы повышения квалификации для клириков в Москве?
Когда я только был назначен в Новоспасский монастырь наместником, Святейший Патриарх обозначил несколько первостепенных задач в отношении бывшего здесь филиала заочного сектора Московской духовной семинарии. В силу разных обстоятельств отсутствия помещений, зарплат и так далее, его работа сошла на нет и была поставлена задача его возродить. Задача была выполнена, теперь тут постоянно присутствуют преподаватели, ведутся занятия и принимаются экзамены у студентов-заочников Московской духовной семинарии.
Затем, поскольку было вынесено определение Архиерейского Собора 2009 года о повышении квалификации клириков Русской Православной Церкви, которые довольно давно закончили духовные школы, Святейший Патриарх поставил задачу открыть для московских священников в Новоспасском монастыре также и курсы повышения квалификации при Московской духовной академии, Учебном комитете и Синоде Русской Православной Церкви.
Поначалу было довольно-таки тяжело, потому что нужно было согласовать много программ и документов, но, тем не менее, все было согласовано с Его Святейшеством. В апреле 2011 года он подписал резолюцию об открытии курсов, а в ноябре 2011 года к нам на обучение поступила первая группа московских священников. Их было около 20 человек, по четыре священника с каждого благочиния.
Никто не протестовал против направления на учебу?
Поначалу курсы действительно были восприняты без энтузиазма. Но после прохождения месячного курса отношение менялось. Первый блин всегда будет комом, мы ведь и сами не знали, как организовать курсы, чего уж требовать от слушателей! Первоначально священники учились с 9 до 19 вечера, выбегали из аудиторий с испариной на лбу, очень сильно уставали... Постепенно курсы стали приобретать тот вид, который имеют сейчас.
С самого начала мне хотелось, чтобы у нас преподавали люди, которых приятно слушать, которые бы заинтересовывали, зажигали. Есть много ученых, которые прекрасно разбираются в предмете, но не умеют донести информацию, увлекательно рассказать, и аудитория на их занятиях постоянно спит. Мы старались приглашать на курсы тех, кто может именно хорошо преподавать. Надеюсь, у нас это получилось.
А как Вы понимали, что менять?
После каждого курса мы проводили и проводим анкетирование: каждый слушатель анонимно (или не анонимно по желанию) по пятибалльной шкале оценивал, насколько он удовлетворен оборудованием классов, преподавателями, пособиями и так далее. И в конце писал свои замечания. Поначалу анкеты были очень нелицеприятные, но мы учитывали все пожелания и возражения и пересматривали курсы.
Например, сначала обучение длилось месяц с отрывом от приходской деятельности. А сейчас обучение растянули на два месяца: занятия проводятся три раза в неделю и священники могут успевать служить и заниматься делами на приходах. Сейчас наши студенты более-менее довольны.
По какому принципу подбирали предметы?
Я решил, что нам необходимо не повторять заново семинарский курс и проходить все "от Адама", а сконцентрировать внимание на изучении того нового, о чем не говорилось в семинариях, что появилось в относительно недавнее время и знание чего может реально помочь клирикам в их пастырской деятельности. Иными словами, чтобы наши курсы были не "для галочки", а для реальной пользы и чтобы учиться было интересно. Задача курсов не научить, а ознакомить с тем, что нового появилось в церковно-государственных отношениях, отношениях с другими конфессиями, каноническом праве и так далее.
На 2012/2013 учебный год в программе курсов девять предметов. Все они связаны скорее с освоением чего-то нового, недавно возникшего проблемам ислама в современной России, охраны памятников, церковно-государственным отношениям и так далее. А почему священникам необходимо изучать литургику? Для чего включать в курсы предмет, который изучают в семинариях и который связан с тем, что священник и так знает, поскольку служит несколько раз в неделю?
Это было желание самих слушателей и одновременно первого викария архиепископа Истринского Арсения. Как оказалось, на многих приходах священнослужители не знают, как совершать самые простые чинопоследования литию, панихиду и так далее. Им не хватает элементарных простых знаний, и на курсах мы решили дать им возможность узнать что-то не в историческом, а именно в практическом плане, на уроках задать интересующие их вопросы. Сейчас, например, они проходят в основном двунадесятые праздники.
На сайте курсов сказано, что "возрастной потолок для прохождения данных курсов составляет 55 лет". При этом священники и в возрасте после 55 лет занимаются активной работой с прихожанами, сталкиваются с необходимостью отвечать на самые разные вопросы, связанные, в том числе, и с культурологией, и с биоэтикой, и с контактами с сектами. Чем объясняется ограничение в возрасте слушателей?
Если священник в возрасте старше 55 возжелает поучиться на наших курсах, мы его с удовольствием возьмем! Мне просто кажется, что человек в более солидном возрасте не сможет воспринять необходимый объем информации. Конечно, век живи век учись. Нам бы хотелось, чтобы образование было впрок, а не в тягость. И поскольку курсы мероприятие обязательное, вводя возрастную границу, мы хотели избавить старших клириков от излишней нагрузки. Кроме того, 50 лет рубеж, когда человек стабилизировался, у него сформировано свое видение, отношение к жизни, он уже старец, который должен учить, а не учиться.
А за основу мы взяли правило, принятое в Московской духовной семинарии, куда на заочное отделение принимаю до 55 лет.
Святейший Патриарх обозначил еще ряд ограничений: от обучения на курсах освобождены преподаватели и священники, которые имеют научную степень духовного или светского вуза. Так что примерно 30% от общего числа московских священников сразу выпадают из числа наших потенциальных слушателей.
Согласно правилам, курсы надо проходить раз в пять лет. Можно ли говорить о том, что за пять лет все московские священники моложе 55 лет и не имеющие степени пройдут подготовку на курсах? Или предполагается, что через два года будут два потока "первокурсников" и "второкурсников"?
Да, видимо, потом у нас действительно будет два параллельных потока слушателей и наполнение курсов для второкурсников надо будет пересмотреть. Пока же мы надеемся сделать так, чтобы большая часть московских священников прошла первый этап курсов. Ведь дело в том, что программы сформированы, но постоянно появляется что-то новое и надо следить, чтобы они не устаревали. Вот, в начале февраля прошел Архиерейский Собор. Его постановления новая страница в истории Церкви. Значит, это тоже уже надо включать в программу, если мы хотим идти в ногу со временем, так, чтобы курсы были не "для галочки", а по-настоящему актуальными и полезными.
Предполагается прямая трансляция лекций. Значит ли наличие трансляции, что на занятия можно не приезжать, а только слушать лекцию онлайн? Всем ли она доступна или только слушателям курсов? Или это все-таки, например, на случай болезни или иных обстоятельств?
Не все преподаватели готовы работать в режиме прямой трансляции. А так я не вижу проблем с тем, чтобы любой желающий мог посмотреть трансляцию лекции на нашем сайте.
До назначения в Новоспасский монастырь я был проректором по учебной работе в Рязанском духовном училище, и как раз тогда было внедрено дистанционное обучение. Согласно распоряжениям, я включал просмотр лекций в сетку расписания и организовывал студентов, чтобы они приходили смотреть трансляции. И даже если лекцию читал очень квалифицированный преподаватель, 95% семинаристов перед экраном просто спали.
Когда нет обратной связи, ощущения живого присутствия преподавателя, внимание очень быстро рассеивается и эффективность просмотра лекций падает. Конечно, на наших курсах учатся не семинаристы, а взрослые люди, священники, но все равно довольно-таки большой процент из них необходимо понуждать к учебе.
Так что по правилам у нас должно быть 100% посещение лекций, и за этим мы строго следим. Если клирик не может прийти, он обязан предупредить и объяснить, по какой причине не сможет быть. И вот как раз для таких случаев у нас предусмотрена трансляция лекций, чтобы человек, например, болея дома, мог быть в курсе того, что сейчас проходят. Заменить посещение просмотры лекций не могут.
Будут ли доступны для просмотра записи лекций?
Вы подали хорошую мысль! Может быть, мы это осуществим.
Планируется ли выпускать учебные пособия специально для слушателей курсов или в этом нет необходимости?
По каждому предмету у нас есть учебно-методический комплекс, составленный преподавателем. К сожалению, несколько преподавателей в силу занятости не смогли мне его сдать, но все равно у каждого, кто преподает на наших курсах, есть список литературы, вопросы, темы семинаров и возможные темы письменных работ.
А в общем, уже многое готово для того, чтобы издать пособия специально для наших курсов.
Существовали ли подобные курсы в истории Русской Православной Церкви до революции? Есть они в практике других Поместных Церквей?
Да. Мне, например, очень запомнился пример Румынской Церкви, в которой после окончания Богословского института священнослужители раз в пять лет подтверждают свои знания. В Русской Православной Церкви подобная практика есть в Московской областной епархии у митрополита Ювеналия: на епархиальном совете клирики обязаны ответить на вопросы и таким образом подтвердить свои знания. И проверки эти отнюдь не "для галочки": священник выдерживает самый настоящий экзамен.
Владыка, в последние годы проводятся курс для новорукоположенных архиереев. А не было у Вас желания открыть подобные курсы для заслуженных архипастырей? Это нелепая мысль или Вам бы все же хотелось немного поучиться?
Мне не давали поручения заниматься архипастырями. Есть курсы при Общецерковной аспирантуре и докторантуре. И, например, недавно в Казахстане курсы прошли и новые, и уже много лет служащие архипастыри. Может быть, со временем, когда обучение пройдут недавно рукоположенные архиереи, дойдет очередь и до почтенных владык. Учеба это некая отдушина для священнослужителя, будь то пресвитер или архиерей. На практике ведь получается, что все время занят хозяйственными хлопотами: то щебенка, то кирпичи, то поездки по городу, например, у меня по новой территории. И книжку-то открыть некогда! А тут волей-неволей придется открывать и читать, и это было бы здорово!
|