Rambler's Top100
войти: регистрация
поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Персоналии

Семенова Светлана Григорьевна

философ, культуролог

 биография

Родилась 23.08.1941. Спец. по истории рус. религ. филос. и рус. космизму; д-р филол. наук. Род. в Чите. Окончила филол. ф-т МГУ (1964), асп. Лит. ин-та им. А.М.Горького (1970). Работала преп. франц. яз. в Военном ин-те иностр. языков (1965 – 1968 и 1970 – 1974), зав. кафедрой иностр. языков Лит. ин-та им. А.М.Горького (1974 – 1978). С 1988 работает в Ин-те мировой литературы АН СССР (РАН), с 1998 – гл. н. с. Канд. дисс. – "Философский роман Ж.-П.Сартра и А.Камю ("Тошнота" и "Посторонний")" (1974), Докт. дисс. – "Космическое в русской литературе XX века" (1992). В круг науч. интересов С. входят проблемы и темы: филос. антропология; аксиология и иммортология; жизнь, смерть и бессмертие; ноосфера; космич. филос.; филос. и религия; филос. и литература; рус. идея; экзист. сознание в западноевроп. и рус. филос. С. разработала концепцию активно-эволюц., ноосферной и активно-христ. мысли, двух ветвей целого течения рус. мысли конца XIX – начала XX в., часто объединяемых в понятие "русский космизм". Развила идею "активной эволюции" как нового сознательно-творч. этапа развития мира, направляемого религ. идеалом, разумом и нравств. чувством; ввела понятия "ноосфера как реальность" (вся хозяйственная, культурная деятельность человечества на земной планете) и "ноосфера как идеал" (будущий преображенный, бессмертный порядок бытия, Царствие Небесное). В контексте согласованной религ. и науч. картины мира С. углубляет ряд представлений мыслителей рус. религ. возрождения (Н.Федоров, Вл.Соловьев, С.Булгаков, Н.Бердяев, Г.Федотов): об активной творч. эсхатологии, нацеленной не на финальную катастрофу, а на постепенное преображение; об условности апокалиптических пророчеств, понятых лишь как угроза, а не фатальный приговор; об истории как "работе спасения", о богочеловечестве, о сотрудничестве Божественных и человеч. энергий в деле обожения мира, о призвании человечества стать активным орудием исполнения воли Божьей в творении, о проблеме, всеобщего спасения, идущей из времен ранней христ. мысли – от Оригена и св. Григория Нисского. На основе проведенного ею выделения двух аспектов понятия природы (как совокупности всего живого и неживого и как порядка бытия) С. по-новому ставит проблему "человек и природа", противопоставляя здесь ноосферные установки рус. космизма ряду положений экософии, нового экол. сознания с их пафосом свертывания человечества, сокращения его численности, изъятия претензий на роль сознания природы и преобразовательную активность. С. развивает идеи Н.Федорова о регуляции как внешн. природы, так и внутр., самого человека (психофизиологич. регуляция), имманентном воскрешении и преображении, трансформации эротической энергии. Одно из направлений работы С. связано с изучением рус. литературы XIX – XX вв. в филос. ракурсе, как нац.-характер-ной формы филос. постижения реальности мира и человека. На пороге двухтысячелетнего юбилея христианства С. закончила большое иссл. Четвероевангелия, в к-ром ставила целью соединить святоотеческую традицию евангельской экзегетики с активно-христ. взглядом рус. религ. филос., по-новому высвечивающим метафиз. смысл событий, жестов, слов священной истории.

РЕКЛАМА
станки для гофрокартона
 
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на портал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).

Яндекс цитирования