поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
КНИГИ

Плаха. 1917 – 2017: Сборник статей о русской идентичности

Д. О. Бабич, Е. А. Белжеларский, А. М. Малер, В. Т. Третьяков, С. Ф. Черняховский, А. В. Щипков

Оглавление

  • От составителя

  • Щипков А. В. Похищение русской идентичности

  • Третьяков В.Т. Похищение советской идентичности

  • Малер А. М. Дехристианизация

  • Бабич Д. О. Красное и белое

  • Черняховский С. Ф. Белое и красное

  • Белжеларский Е. А. Распад либеральной идентичности

  • Щипков А. В. Русофобия

От составителя

Собрание статей под названием "Плаха" продолжает проект, начатый нами два года назад.

Тогда, в 2013-м году, вышел в свет сборник "Перелом". Мы посвятили его дореволюционным "Вехам" и "веховской" традиции откровенных размышлений о судьбах страны. "Вехи" – это, так сказать, политика вне политики. Сила "веховцев" в неподдельной искренности общественных и политических суждений. Судя по развернувшейся вокруг "Перелома" полемике, мы смогли попасть в этот уникальный формат, затронуть нервные узлы общественной жизни, – словом, задействовать "память жанра".

Надеемся, что эта память сработала и в "Плахе", и нам вновь удалось реализовать право участников проекта на прямое высказывание. Заключительный сборник нашей "трилогии" намечен на конец шестнадцатого года.

Созвучные друг другу, но не во всем схожие идеологически статьи настоящего сборника – гарант того, что наша интеллектуальная площадка не стала образцом искусственного единомыслия. Здесь собраны авторы, которые несмотря на разницу взглядов, имеют одно общее свойство: они остро переживают тяжелое положение, в котором оказалась наша страна и готовы откровенно говорить об этом. Это, как сказали бы публицисты старой школы, люди с общественным темпераментом. Они понимают, что ситуация требует срочных и кардинальных перемен в политике, пока Россия еще сохраняет историческую субъектность.

Название и тематические рамки сборника оставались неизвестными для каждого автора вплоть до его ухода в типографию. Этот принцип даёт на выходе спонтанное, не подготовленное полемикой и непредсказуемое столкновение идей. Такое столкновение способно стать непосредственным отражением реальных идеологических процессов, происходящих в российском обществе. Здесь уместен принцип "и чем случайней, тем вернее".

Но отсутствие идеологической заданности и идейное "непредрешенчество" не отменяет наличия в сборнике собственного композиционного решения, "архитектурной" концепции с контрапунктами, инверсиями, рифмовками и рефренами, которые несомненно будут заметны читателю уже при беглом просмотре оглавления. Но это про форму. Теперь о содержании.

Читатель помнит, что лейтмотивом "Перелома", который писался за год до крымских событий, был раскол русского общества, разделение справедливости и традиции в русской истории и пути их возвращения друг к другу. Сборник "Плаха" создавался на фоне кровавых событий, в новых и никем не предсказанных обстоятельствах, которые предопределили тематическую направленность сборника. Перед нами встала задача – запечатлеть исторический миг, когда формируется ответ русского общества на брошенный ему вызов. Формируется в обход телевизионных ток-шоу, блоггерских провокаций и информационных войн. Необходимо было отделить реальную жизнь российских интеллектуалов от законов проплаченного медийного пространства, в котором каждый политический лагерь создает устраивающую его картину общественных настроений.

Раскол между традицией и справедливостью, советским и несоветским, красными и белыми всегда держал общество в состоянии болезненной стагнации. Но в ситуации скачкообразно возросшего геополитического противостояния он ставит под вопрос выживание нации. Либо раскол преодолевается, либо он переходит в распад нации и государства.

Именно этим обстоятельством объясняется историческая датировка сборника: 1917–2017. Она говорит о том, что наше общество созрело для важного вывода: историю еще никому и никогда не удавалось начать с чистого листа. Ни в 1917-м, ни в 1991-м, ни в 2014-м. Бессмысленная борьба между советским и антисоветским в общественном сознании исчерпала себя. На смену этой изнуряющей борьбе приходит понимание общих закономерностей национальной истории и общих параметров государственности, различимых как в дореволюционном, так в советском прошлом и устоявшихся со времен византийского выбора России.

Советский период уже сегодня начинает восприниматься как неотъемлемая часть русской истории, а советская идентичность – как важный элемент русской идентичности.

Сегодня мы должны перестать отсчитывать наши задачи от того, что произошло 100 лет назад. Сегодня важно то общее, что не смогла расколоть даже гражданская война, что существовало и в дореволюционной России, и в советский период. Для обеих сторон исторического конфликта есть лишь один единственный выход: они обязаны преодолеть гордыню. Не дать украсть у русского общества часть его истории.

И о заглавии сборника "Плаха", которое является для составителя знаковым.

Русские – это один из народов, подвергшихся геноциду в прошлом веке, но, в отличие от многих других, подвергается ему и сейчас. Геноцидом русских и дружественных нам народов являлась этническая война 1941-45 годов. И если евреи уже пережили и осмыслили свою Катастрофу, то русские продолжают её переживать и осмыслять*.

Уникальный случай: даже после 2014-го года русские в массе своей не до конца осознали, что их уничтожают как нацию, хотя процесс давно миновал начальную стадию. Тема ирридентизма в рамках украинского кризиса, русская весна и крымский сюжет – все это были попытки остановить процесс уничтожения. Тем не менее он пока не остановлен. На повестке дня транснациональных элит стоит окончательное решение русского вопроса. Это грозит исчезновением русских как нации, как политического субъекта.

Но исполнения приговора можно избежать. Для этого большинству народа достаточно осознать смертельную опасность и перестать играть по правилам, навязанным частью компрадорских элит правящего класса. В качестве аналогии в статье "Русофобия" приводится финал набоковского "Приглашения на казнь", где герой в последний момент осознал, что без его согласия его казнь не может состояться.

И мы верим, что казнь действительно не состоится. Если мы сами этого не захотим.

А.Щ.


* – Я бы так и назвал русскую катастрофу собственным, исконно русским историческим именем – Плаха. (Плаха – эшафот, место казни, перен. разг. – смертная казнь).

Книгу можно приобрести

Ozon.ru

Литрес

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

23.02.2020

Щипков. "Освящение оружия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 124

В РПЦ назвали песню "Священная война" неофициальным гимном России

22.02.2020

Состоялось внеочередное заседание Бюро Президиума ВРНС

21.02.2020

Вышло в свет второе издание книги Святейшего Патриарха Кирилла "Диалог с историей"

Ассирийский Патриарх оставил престол

В издательстве Сретенского монастыря вышел первый том Геннадиевской Библии

Главный храм Вооруженных сил РФ планируется освятить 7 мая

В Церкви советуют атеистам с пониманием отнестись к возможному упоминанию Бога в Конституции

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

22.02.2020

РИА Новости:
протоиерей Михаил Васильев
Военный священник: нам предлагают отказаться от освящения оружия

14.02.2020

Царьград.ТВ:
Андрей Самохин
"The гадят": Из нашей науки вытравливают русский язык

07.02.2020

Изборский клуб:
Олег Розанов
Олег Розанов: Конституция – с Богом

31.01.2020

Радонеж:
Дмитрий Бабич
Закон о домашнем насилии и "культурный марксизм" сегодняшнего Запада

15.01.2020

MK.ru:
Ева Меркачева
Осужденных лишают надежды на правосудие: срок кассации сильно ограничат

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты